Автор книги “И ботаники делают бизнес” — Максим Котин, родился в 1980-м в Ленинграде. Сегодня он московский журналист, закончивший факультет журналистики Петербургского госуниверситета. С 2004-го сотрудничает с журналом «Секрет фирмы», в котором, кроме прочего, напечатана его серия очерков о самых неординарных предпринимателях России. Книга увидела свет в апреле 2011 года в издательстве “Манн, Иванов и Фербер”, есть варианты в мягком и в твердом переплетах, объем издания 216 стр. 

Я давно слежу за сетевым и экономическим творчеством Федора Овчинникова — сыктывкарского бизнесмена, который давно борется с так называемым “российским менталитетом”, когда проще украсть и не работать, чем долго и упорно тратить силы и здоровье для достижения заветной мечты. Мне импонирует стиль работы Федора — молодой и энергичный, он потратил несколько лет жизни на создание сети книжных магазинов в республике Коми, а когда создал, оказалось, что соратники по бизнесу, с которыми он решил сотрудничать, имеют другое мировоззрение и другие методы работы. И ведение бизнеса с ними пришлось прекратить.

Прочитав когда-то статью об Овчинникове в Форбсе, я сразу нашел его блог, в котором Федор регулярно и, кажется, честно описывал все аспекты своей работы над сетью магазинов, названных символично — “Сила ума”. Все финансовые показатели, все трудности, свершения и достижения из маленького северного города разлетались тысячам подписчиков в разных городах и странах. Чувство единения, чувство некоторого соучастия и заряд силы — этим Федор умел делиться и превратил свой скромный блог в мощное информационное оружие на бизнес-фронте. Нонсенс на сетевых просторах советского пространства, скажу я вам.

Он публиковал не только цифру общей месячной выручки, но и показатели каждого магазина по продажам сертификатов, чтобы превратить изнуряющую рутинную работу в захватывающее соревнование.

Занимаясь сначала книжной торговлей и в бою выяснив, что соратники по бизнесу вместо того, чтобы подавать патроны, лишь мешают, питая свои амбиции, герою современного экономического чуда пришлось резко сменить профиль деятельности. Он ушел из торговли книгами и превратился в кассира в одном из питерских макдоналдсов. Не пугайтесь — ненадолго, всего лишь до тех пор, пока им не будет изучена кухня и стиль работы огромного беспощадного организма изнутри. Получив необходимые знания, Федор вернулся в Сыктывкар и принялся с новыми силами и амбициями строить свою империю сети быстрого питания. Он уже добился и, я уверен — добьется еще многого, впереди нас ждет интересная и долгая история уже успешно работающей “Додо-пиццы”. И новая вкусная книга.

“И ботаники делают бизнес” — творение журналиста Максима Котина, который, кроме прочего, может быть вам известен книгой “Чичваркин Е..гений”, посвященной другому, не менее экстраординарному российскому, а теперь уже британскому, бизнесмену. Книга про ботаников написана между двумя городами — в Москве автор изучал и приводил в порядок полученный материал и впечатления, а в Сыктывкаре Максим, тогда еще 28-летний журналист, общался с Федором, ездил вместе с ним по магазинам, встречам и складам, чтобы “пожить” его бизнесом, понять и почувствовать, как он работает изнутри. Так “Сила ума” стала его Макдоналдсом. Хоть и с другими целями — не перенять, а понять и донести ее суть до нас с вами — простых читателей.

Когда в 2007-м Максим приехал к Федору брать интерью для своей статьи в “Секрете фирмы”, Федор в блоге упомянул его так:

На улице перед офисом я сразу узнал Максима по одежде. Почему-то в моем представлении журналист так и должен выглядеть — свободный casual, потертые джинсы, огромная сумка через плечо, явно сделанная из настоящей кожи. Он сразу предложил разговаривать «на ты». Переход прошел очень естественно.

Книга, должен заметить, оставила у меня противоречивые впечатления — иногда она похожа на большую газетную статью, пресыщенную цитатами из блога и размышлениями автора на тему ведения бизнеса. Иногда мы видим серьезное исследование темы, ради которого автор потратил уйму времени на перелеты, изучение всей кухни и расспросы свидетелей. Иногда радует, а иногда и удивляет внимание к деталям:

В редкие минуты затишья Федор садился отдохнуть на стул из «Икеа», который он сам купил в «Икеа» в Москве и привез на поезде в Сыктывкар для своего первого магазина «Сила ума».

Из-под пера автора вышла частично биографическая книга, которая описывает не только то время, когда “ботаник” занимался книжным бизнесом. Листая ее с начала, мы увидим, как до книжных магазинов развивались события, как появлялись те или иные люди в жизни Федора, с какими проблемами он сталкивался и как пытался их решать. Здесь все описано в хронологическом порядке и, открыв книгу посредине, мы рискуем многого не понять.

На исходе осени город с двумя Ы особенно хорош. Это время, когда коррумпированная небесная канцелярия снова до самого лета сдает город в субаренду облакам и осадкам. Это время, когда снова нужно мужество, чтобы хотя бы встать утром с постели.

Я ожидал большего от художественной составляющей книги. Хоть она и о бизнесе, но для восприятия не хватает красок. Написана книга иногда сухо и холодно. Хоть и видно, что автор сам жил этой книгой длительное время, но то ли боялся, то ли не захотел поделиться с нами не только фактами, но и эмоциями, которые он пережил вместе с Федором и вместе с Сыктывкаром.

Уделив внимание деталям бизнеса и грамотно их описав, Максим, я считаю, кое-что упустил. Мы встречаемся с молодым и энергичным Овчинниковым, который занимается политикой, раздает листовки Лимонова и ссорится с властями, нам описывают развитие его личности и черты непростого характера. Из “Ботаников” мы узнаем, почему Федор взялся за книжный бизнес, почему решил развивать именно это направление в регионе, стержнем которого принято считать отнюдь не начитанную интеллиенцию, а рабочий класс, предпочитающий телевизор книге пятничным вечером. Даже немного иронично в данном контексте звучит название “Сила ума”.

Немало написав о бывшем работодателе Федора, автор книги основных соратников по бизнесу именует Вася и Папа, рассказывая о них очень поверхностно. Хоть они и не показаны в хорошем свете, но, имея так мало данных, нам с вами сложно составить полную картину условий, в которых Федору приходилось жить и работать. Я уверен, что скупость изложения информации о партнерах продиктована нежеланием далеко не самых позитивных персонажей этой истории разглашать свои тайны и мотивы.

Но, составив мнение о Васе с Папой со слов Федора, Максим не взял интервью у них самих. Потому ли это, что они сами не горели желанием общаться и рассказывать о своих ошибках, я не знаю. Лучше все же видеть обе стороны медали, какими бы они не были. Без этого полной картины мы, к сожалению, не увидим.

Что в итоге

Многие, в том числе и автор этих строк, могли следить за развитием событий в “Силе ума” по мере развития событий из одноименного блога, поэтому многое из изложенного в книге может быть скорее интерпретацией фактов с другой точки зрения. Но, сколько ни читай блог, прочесть эту книгу я бы рекомендовал всем, кто так или иначе связан с ведением бизнеса, кто ищет удачные примеры для вдохновения.

Это именно тот пример — через полчаса чтения ты понимаешь, что держишь в руках две сотни страниц, в которых ты почерпнешь намного больше банального перечисления фактов, авторского остроумия или цитат из блога. Это учебник, пусть и составленный иногда запутано, но основная суть здесь лежит на поверхности. Здесь вы найдете те знания, которых, увы, не дают в школе, которые встречаются в вузах в виде исключений. Рекомендую вам не обращать внимания на отзывы, а прочесть книгу и составить мнение о ней самостоятельно.

Радует, что после описанного в книге Федора не покинули силы и некий мальчишеский максимализм, а с ним и вера в то, что можно изменить мир вокруг себя. Читайте, ошибайтесь, падайте и вставайте. Именно это я смог прочесть между строк в “Ботаниках”.

Интересно, что прочтете вы?

Коменти

Дедушка

Спасибо, сколько знаю, всё пишу, но больше читаю и слушаю :).

Виталий

Молодец!
Хорошим легким слогом изложил суть и собственное мнение. Может стоило еще разнообразить несколькими словами о личном опыте для сравнения.
Папа.